В 1627 году на месте села Новоселки на реке Люторице прихожане построили деревянную церковь во имя великомученика Георгия Победоносца.
В 1704 году началось возведение нового деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом великомученика Георгия Победоносца.
В 1710 году село Новоселки было вотчиной Алексея и Ивана Петровичей Шереметевых, Ивана и Сидора Ивановичей и Ивана Фадеевича Молчановых.
Впоследствии владельцем села Новоселки стал камер коллегии советник Иван Мартынович Голохвастов (*1).
1739 год – из исповедной ведомости:
Перемышльской десятины при церкви Св. великомученика Георгия, что на Люторице служат: поп Дмитрий Михайлов. Сын его пономарь Петр Димитриев. (*2) Поп Стефан Иванов. Диакон Григорий Димитриев. У него жена Прасковья Никитина.
Примечания:
(*1) Если о фамилии Шереметевых достаточно сведений, немного меньше, но тоже можно найти про Молчановых, то про Голохвастова надо сказать отдельно. Вообще-то это достаточно легендарная личность, настолько же легендарная, сколько и противоречивая. Итак, чем известен представитель дворянского рода выходцев из Литвы, поступивших на службу князю Дмитрию Донскому? Несмотря на сравнительно небольшой статус (вроде нынешнего майора), он становится главным московским полицейским, прослужив на этой должности 4 года (с 1749 по 1753 годы). А отставка его связана с известным персонажем российской истории – Ванькой Каином, по сути, первым «вором в законе». Поразбойничав на просторах матушки-России, Ванька приехал в Москву и первым делом отправился в Сыскной приказ, где заявил, что знает всех российских воров, и больших и малых. Его с радостью приняли, дали звание доносителя (официально!), мало того, ему была прикомандирована военная команда. Каин сдавал немерено полиции мелких воришек, укрывая крупных, легально вымогал деньги у раскольников, богател день ото дня… На деле, преступность в Москве не только не исчезла, но даже очень даже увеличилась и окрепла. Практически вся полиция во главе с Голохвастовым кормилась от Ваньки Каина. В конце концов это переросло в настоящее бедствие, бандиты жгли дома несогласных, убивали безнаказанно, жители Москвы предпочитали ночевать за городом в чистом поле. В Москву было направлено войско во главе с Андреем Ушаковым, который раскрыл весь московский полицейско-бандитский сговор. Иван Голохвастов был с позором снят, но, что странно, никак не наказан, купил село Новоселки на реке Люторке.
(*3) В это время при храме служили два причта с двумя священниками.
В 1740 году практически ничего не изменилось: при церкви Св. великомученика Георгия что на Люторице служат: поп Стефан Иванов 60 лет, вдов. Диакон Григорий Димитриев 48 лет. Брат его пономарь Петр Дмитриев 36 лет. Есть еще так называемые "недействительные церковники" Василий Максимов 42 лет и брат его Андрей Алексеев 34 лет. "Недействительные церковники" - это сыновья священно- и церковнослужителей, не попавшие в ряды духовенства. Странно, что у братьев разные фамилии. Хотя, этому есть объяснение: в те годы фамилии и возраст указывались со слов самих священнослужителей, а не по документам, поэтому часто и возраст, и фамилии отличаются.
В этом же году на место родителя Стефана Иванова во священники был определен Стефан Стефанов (фамилия - по имени отца).
Через десять лет, в 1750 году служит Григорий Дмитриев 50 лет. У него жена Праскевия Никитина 61 года (!). Сын их диакон Стефан Григорьев 29 лет. У него жена Праскева Григорьева. Пономарь - брат священника Иван Дмитриев 32 года и дьячек Иван Стефанов 50 лет.
Через 6 лет Стефан Григорьев уже священник, а диаконом служит Илия Андреев 30 лет.
Обращаю внимание, что все это время речь шла о деревянной церкви. Судя по всему, она находилась на месте нынешнего церковного дома.
Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня при ней в с. Новоселка была построена в 1756 г. тщанием помещика Ивана Мартыновича Голохвастова. Так что, не только плохими делами прославился бывший московский обер-полицейский, было у него и хотя бы одно хорошее дело - наш храм...
Итак, построена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Новоселках.
Впрочем, в строительстве тоже есть один примечательный факт. Говоря современным языком, сама церковь была построена "по заказу" прихода, а вот колокольня - "по заказу" самого бывшего обер-полицмейстера Голохвастова. И это не какая-то там хитрая финансовая схема, учитывая предприимчивый характер Ивана Мартьяновича. В те годы это была обычная практика. Кстати, судя по всему, опять же говоря сегодняшними словами, церковь и колокольню строили разные "бригады-артели".
В 1758 году умирает И.М. Голохвастов и Новоселки переходят в вотчину его вдовы, "бригадирши Авдотьи Андреевой Голохвастовой". В приходе церкви: "сельцо Курниково, д. Теляцкова, сельцо Фильчаково, д. Люторецкова, д. Солнышкова".
До 1768 года в "церкви Георгия на Люторицах" и в "каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Новоселках" служили, кроме уже упомянутых ранее: "поп Илия Андреев (до этого служил диаконом)", "поп Петр Федоров". Два священника служили до 1780 г. Причем службы проходили как в деревянной церкви (до 1809 г.), так и в каменной.
В 1768 году село переходит к "капитан порутчику Ивану Ивановичу Голохвастову". Потомок старинного дворянского рода, сын стольника Петра I, советника Камер-коллегии, московского обер-полицмейстера и сам был фигурой весьма значительной. Родился в 1729 году. В 1752 году поступил в лейб-гвардии Преображенский полк; с 25 декабря 1761 года — прапорщик, с 1 апреля 1762 — подпоручик, с 19 апреля 1765 — поручик, с 1 января 1768 — капитан-поручик, с 1 января 1771 года — капитан. После смерти отца унаследовал, кроме прочего "вотчину в Московском уезде с. Новоселки, Фильчаниново, Репниково (700 душ)". После отставки в 1777 г. был назначен вице-губернатором Ярославского наместничества, а в 1781 г. - губернатором, в 1793 г. - московским сенатором. Умер в 1798 г. Похоронен вместе с женой, тоже представительницей древнего дворянского рода Варварой Федоровной Лопухиной в в Спасо-Андрониковом монастыре. Варвара Федоровна пережила мужа на 16 лет.
По ведомости 1785 г. "Подольского округа Хатунской десятины с. Новоселки, в нем церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменная, в твердости, с одним приделом, утварью средственна. В церкви служат: Священник Петр Федоров 53 лет. Диакон Петр Васильев 48 лет. Дьячек Федор Степанов 30 лет. Пономарь Михаил Степанов 33 лет. Во всем приходе 150 дворов, в них крестьян мужска пола 802 душ, женска пола 647 душ. Раскольников в том приходе не имеется. Прихожане оной церкви: бригадир Иван Иванович Голохвастов".
27 августа 1809 г. "епископом Дмитровским Августином священнослужение в пределе влмч. Георгия церкви с. Новоселок за ветхостью было запрещено". Так закончилась история деревянной церкви...
Наступил XIX век. В 1801 г. на престол вступил Александр I. Разумеется, начало этого века связано с Отечественной войной 1812 г. и нашествием Наполеона.
Но что же в эти годы происходило в с. Новоселки? В ведомости 1822 года указано, что владелица села – генеральша Елисавета Алексеевна Голохвастова. Что о ней известно: годы жизни 1763-1822 гг., ур. Яковлева, дочь действительного статского советника Алексея Александровича Яковлева и Натальи Борисовны, ур. княжны Мещерской. Замужем за бригадиром, действительным статским советником Павлом Ивановичем Голохвастовым (сын И.И. Голохвастова, умер в 1812 г.). В селе крестьян 38 дворов, в них мужеска пола 170 и женска пола 204 жен. Сельцо Фильчаково помещицы майорши Елизаветы Куприновны Зыбиной. Сельцо Курниково помещика гвардии прапорщика Сергея Ивановича Дуброво. Всего приходских дворов 106, в них душ мужеска пола 524, женского пола 600.
В 1830 г. село переходит к Николаю Павловичу Голохвастову. О этом человеке известно немного, кроме того, что он двоюродный брат А. Герцена. Гораздо больше известно о его брате Дмитрии, русском писателе, историке, археографе, помощнике попечителя Московского учебного округа. Его работа вылилась в идею строительства нового здания Московского университета (на Моховой).
А теперь о самой церкви. "Зданием каменная, крепка. Утварью достаточна. Штатные священнослужители: Петр Афиногенов Покровский 43 лет. Диакон Иван Иванов Введенский 32 лет. Дьячек Косма Герасимов Беляев 38 лет. Пономарь Гавриил Михайлов 32 лет".
А вот этот случай довольно интересный.
Из Резолюции Митрополита Московского и Коломенского Филарета №9497 от 12 июля 1841 г. на рапорте и.д. благочинного Серпуховского уезда Иоанна Васильева о том, что диакон церкви села Новоселок Иоанн Иоаннов 29 июня во время божественной литургии, по освящении святых даров, отмахивая мух, коснулся св. потира, из которого довольно много излилось на св. антиминс Крови Господней: 1) Диакона послать в Чудов монастырь на неделю с запрещением священнослужения, в тем, чтобы неупустительно ходил ко всякому богослужению, и, сверх того, ежедневно читал акафист Господу Иисусу и полагал поклоны по силе; потом, чтобы был исповедан, и, естьли духовный отец не найдет сомнения, служил и приобщен был святых Таин в обители святителя Алексия; и затем отпустить его к должности, с подтверждением усугубить благовейное внимание к священнослужению. 2) Поручить благочинному дознать, не проникнут ли был антиминс пролитою Святою Кровию, и не пала ли она также на литон. В сем последнем случае и литон, дабы, по обветшании, не был обращен на какое-либо не святое употребление, ныне же сжечь и пепел высыпать под престол.
К середине девятнадцатого века село Новоселки переходит к помещице Елисавете Дмитриевне Щербатовой. Ее сестра Наталья была замужем за декабристом Ф.П. Шаховским, поехала за мужем в ссылку в Енисейск, добилась перевода тяжелобольного мужа в Суздальский Спасо-Ефимиев монастырь. После смерти Шаховского Наталья переехала к незамужней сестре Елисавете. Зимой сестры жили в Москве, летом - в имении Шаховских Рождествено (Васькино). Бывали наездами и в Новоселках. Известно, что еще в начале двадцатых годов девятнадцатого века усадьбу посещали будущие декабристы, а также их двоюродный брат - небезызвестный философ Петр Чаадаев.
По ревизской сказке 22 ноября 1857 г. "при однокомплектной Успенской церкви, что в селе Новоселках два престола: в настоящей холодной во имя Успения Пресвятой Богородицы, в приделе во имя влмч. Георгия. Служат штатные священноцерковнослужители: Священник Косма Ильин Холмогоров 28 лет. У него жена Мария Дмитриева 20 лет. Диакон Иоанн Дмитриев Троицкий 25 лет. У него жена Агрипена Иванова 29 лет. Дьячек Яков Космин Успенский 36 лет. Пономарь Павел Иванов Вознесенский 26 лет". Как можно заметить, штат церкви заметно "омолодился". Так же при церкви содержатся вдова диакона Иоанна Введенского Анисия Петрова 69 лет, престарелые дьячек Косма Герасимов и пономарь Гавриил Михайлов.
17 июня 1873 г. за усердное служение во священстве священник церкви с. Новоселок Косма Ильин Холмогоров был награжден набедренником.
Указом Святейшего Синода от 22 апреля 1874 г. №1010 дано знать, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу господина обер-прокурора Святейшего Синода, Всемилостивейше соизволил утвердить награду: определением Святейшего Синода от 19/23 марта 1874 г. дьячку с. Новоселок Иакову Успенскому преподано благословение от Святейшего Синода.
Но года и болезни берут свое и 27 марта 1877 г. по расстроенному здоровью в следствие прошения священник церкви с. Новоселок Косма Ильин Холмогоров был уволен за штат. С этого времени он живет и служит за штатом в Москве. В Новоселках он прослужил 20 лет.
8 апреля того же года из с. Казанова (интересно, где стоит ударение?) Рузского уезда распоряжением Московского Епархиального начальства на священническое место к церкви с. Новоселок Серпуховского уезда был переведен Дмитрий Сергеев Тихомиров 56 лет.
С 11 января 1878 г. должность церковного старосты при Успенской церкви с. Новоселок проходит крестьянин Симеон Иванов Бахмарин. Забегая вперед, скажу, что этот примечательный человек состоял в должности старосты церкви не менее 30 лет. Думаю, в будущих рассказах он еще нам встретится.
Но Дмитрий Сергеев Тихомиров прослужил настоятелем Успенской церкви всего 4 года (умер в 1884 г. заштатным священником Успенской церкви) и 20 июля 1881 года митрополитом Московским и Коломенским Макарием на священническое место к церкви с. Новоселок Серпуховского уезда определен псаломщик Московской Предтечевской церкви, что в Казенной, Сергий Иванов Воскресенский.
Made on
Tilda